MESTERTON studio

АвторСообщение



Откуда: Латвия, Рига
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.08 12:15. Заголовок: ПОЧЕМУ НА ЭКРАНАХ НЕТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ.


Что за “зверь” - телесериал?
Можно ли назвать его искусством?
Искусство, как и наука, является сферой бескорыстного познания и в чистом виде не может служить удовлетворению духовных потребностей человека.
Но любой конкретный объект искусства позволяет человеку установить собственные, глубоко личные ассоциативные связи с предлагаемым объектом, разбудить мысль, обогатиться духовно. И если во время просмотра это происходит, то очевидно, что телесериал может претендовать на более высокое звание, чем "мыльная опера".
Согласно социальным опросам последних лет, телевизионный сериал интересен зрителю тем, что создает отличный от реальности мир, живущий и развивающийся по своим особым законам, в то же время позволяя зрителю включится в перепетии "экранной жизни", то есть сопереживать, сочувствовать, соучаствовать в демонстрируемых событиях на эмоциональном уровне.
Каждый сериал - это свой набор символов, мыслей, свои особенности постановки и реализации идеи, зачастую свой художественный язык. Вместе с тем существуют общие закономерности, обеспечивающий успех сериалов как жанра.
Одной из таких закономерностей может быть названа эмоциональная насыщенность сюжета в комплексе с эффектом присутствия, производимой телевизионной трансляцией. Именно это обеспечивает вовлеченность зрителя в события. Кроме того, часто используется эффектный психологический прием обрыва действия в наиболее напряженный момент – ведь лучше запоминается и вызывает любопытство именно незавершенность.
Телевизионные сериалы можно подразделить на две группы.
Первая - сериалы "действия". Здесь движущей силой является интрига, неразрешенная проблема или действие (action) само по себе. К этой группе принадлежат, например, детективные и героические сериалы.
Вторая - "философский" сериал, где преобладают диалоги и монологи, в том числе и внутренние. В чистом виде эта группа долгое время считалась прерогативой российских сериалов.
В последнее время российские производители сериалов всё чаще объединяют зрелищость и увлекательность сюжета с философской или социальной подоплёкой. Яркими примерами могут служить "Автономка" (2006, Ю.Сапронов, П.Штейн), "Грозовые ворота" (2006, А.Малюков), "Мастер и Маргарита" (2005, В.Бортко), "Гибель Империи" (2005, В.Хотиненко), "Участок" (2003, А.Баранов), "Идиот" (2003, В.Бортко) и др.
Телесериал имеет множество черт, взятых от "родительского" искусства – кинематографа. Но если фильмы можно разделить на кинематографические и телевизионные, то в жанре телесериалов такого подразделения не существует. Термин "телесериал" подразумевает, что демонстрация его – привилегия телевидения, он рассчитан именно на периодичность, регулярность просмотра.
При всей широте диапазона жанров, демонстрируемой российскими производителями телесериалов, один жанр совершенно незаслуженно забыт, находится в небытие. Итак, почему на телеэкранах до сих пор отсутствует отечественная научная фантастика?
Что происходит за океаном?
Обзор голливудских фантастических фильмов и сериалов – тема отдельной работы, хотя бы по причине их огромного количества. Поскольку нас более интересует направление телесериалов, фантастический кинематограф Голливуда так же оставим за кадром. Ограничимся кратким обзором телесериалов, которые показывали российские телеканалы или которые доступны на DVD с русским переводом. Даже в этом узком диапазоне можно видеть:
“Вавилон 5” (“Babylon 5”, 1994-1998, J. M. Straczynski, T.Dow and others)
“Звездный путь” (“Startrack”, 1995-2001, Roy T. Wood)
“Лекс” (“Lexx”, 1997-2002, S. Manuel, B. McDonald)
“На краю Вселенной“ (“Farscape”, 1999, R. S. O'Bannon)
“Андромеда” (“Andromeda”, 2000-2005, A.Eastman, R.Flower and others)
“Боевая Звезда: Галактика” (“Battlestar Galactica”, 2005 -2006, D. Eick)
“Звездные врата” (“Stargate: Atlantis”, 1997... , B.Wright,R.C. Cooper)
Список наверняка далеко не полон.
Многие из названных сериалов имеют давнюю историю. “Звездный путь”, например, впервые вышел на экраны в 1966 (!) году. Многие сериалы снимаются и демонстрируются по сей день (“Звездные врата”). Всё это свидетельствует о неослабевающем зрительском интересе, преградой которому не становится даже смена поколений телезрителей.
Безусловно, сериалы созданные за океаном, в лучшем случае несут идеи общечеловеческие, но, как правило, они пропагандируют идеи американского “универсалистского” общества. Несмотря на это, им всегда удается увлечь российскую аудиторию.
Широко известна история о том, как руководство канала ТВ-6 отказалась от показа пятого сезона “Вавилона 5” из-за якобы низких рейтингов. Тут же в адрес канала пришло столько писем от поклонников “Вавилона”, сколько не приходило за все годы существования ТВ-6.
Выяснилось, что рейтинг сериала определяла компания "Gallup Media" на основе выборки в 300 московских семьях, что вызвало серьезные сомнения в качестве сделанных по результатам такой выборки выводов.
В результате пятый сезон “Вавилона” был каналом приобретен. С разгневанными поклонниками лучше не спорить...
Итак, российский телезритель любит фантастику, ждёт её и борется за неё!

Где же “наши”?
Телесериал "вырос" из кинематографа. Чтобы разобраться в проблеме, придется обратиться к истории нашего кино. В ответе на вопрос "почему не снимали?" кроется ответ и на вопрос "почему не снимают?"
За историю своего существования советский кинематограф создал шедевры, вошедшие в классику мирового кино. По самым скромным оценкам в СССР за период с 1953 по 1990 год снято около 8 тыс. кинокартин. Из них научно-фантастических... 40. Или 0,005%!
Так почему же страна, гражданин которой первым побывал в космосе, практически не снимала раньше и не снимает сейчас научно-фантастических фильмов?
Причина первая
В советское время фантастика считалась "низким жанром", авантюрным по своей сути, идеологически чуждым советскому зрителю. Зачастую разрешение на постановку можно было получить только в том случае, если авторы могли доказать, что выразить идею фильма в ином жанре невозможно. Кроме того, идея фильма должна была соответствовать генеральной идеологической линии.
Научная кинофантастика, как правило, направлена в будущее, а будущее советского человека было чётко и ясно, и проблем в этом будущем существовать не могло. Редкие исключения, например, "Планета бурь" (1962, П.Клушанцев) или "Туманность Андромеды" (1968, Е.Шерстобитов) - только подтверждали горькое правило. Большинство фантастических фильмов, снятых в советское время, носили скорее социально-психологический характер - "Солярис" (1972 А.Тарковский), "Через тернии к звездам" (1981, Р.Викторов). Достаточно назвать ещё дилогию "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной" (1973-74, Р.Викторов) и список советской космической кинофантастики можно считать в основном завершенным.
Названные фильмы отличает отличная режиссура и мастерская работа операторов, серьезность поднятых проблем, отточенные диалоги. Эти замечательные работы до сих пор пользуются популярностью (некоторые даже имеют свои фан-клубы и сайты в Интернете), что лишний раз подтверждает неослабевающий интерес российского зрителя к отечественной научной фантастике.
Выше перечислены, естественно, не все снятые в то время фантастические фильмы. Чтобы закрыть тему, дополним список.
В 80-х годах, используя интерес зрителя к фантастике, на экраны выпускалась продукция низкого качества. Очевидно, считалось, что само слово "фантастика" ставит фильм вне всякой критики. Фильмы "Лунная радуга" (1984, А.Ермаш), "Звездный инспектор" (1980, M.Кoвaлeв, В.Пoлин), "Инопланетянка" (1985, Я.Сегель), "Петля Ориона" (1981, В.Левин) и ряд других можно отнести к той категории, которую мэтры отечественной научной фантастики братья Стругацкие оценили как "...кинематографический брак, в подметки негодный трижды распятому на кресте критики фильму Лукаса "Звездные войны" - все эти "Звездные инспекторы", "Лунные радуги", "Петли Ориона", "Семь стихий" и прочие "Акванавты"..." ("Уральский следопыт", 1987 г., № 4).
К счастливым исключениям из серого ряда кинофантастики 80-х можно отнести фильм "Кин-дза-дза" (1987, Г.Данелия). Впрочем, этот фильм трудно охарактеризовать, как “космический”, скорее, это опять же социально-психологическая фантастика.
В целом катастрофически малое количество научно-фантастических фильмов не могло создать традиции жанра, породить школу направления.
Это можно назвать одной из причин отсутствия на современных экранах (как в кинотеатрах, так и на телевидении) научной фантастики.
Причина вторая
Миф о постановочной дороговизне научной фантастики, укоренившийся в сознании советских кинематографистов, плавно “переехал” в наше время. Очень похоже, что большинство мастеров советского и российского кино предают по наследству патологический страх перед комбинированными съемками своим ученикам. Безусловно, мастеров трудно за это винить. Отсутствие в СССР развитой индустрии комбинированных съёмок не могло вызвать у режиссеров иного чувства – кроме проблем художественной выразительности часто возникали проблемы технического и организационного характера, делающие невозможным реализовать творческий замысел или просто уложиться в план.
В недавнем прошлом компьютерные технологии пробили брешь в этом мифе, и постоянно её расширяют по сей день. Уже появились отечественные фильмы, насыщенные спецэффектами, по своему уровню ни в малейшей степени не уступающие голливудским. Уже появились “первые ласточки” телесериалов с большой долей спецэффектов, например, “Мастер и Маргарита” (2005, В.Бортко).
Компьютерные технологии развиваются весьма стремительно, и, как следствие, становятся всё дешевле и доступнее для кинематографистов в том числе. Уже сегодня оценочная стоимость производства телесериала, основанного на компьютерных технологиях, гораздо ниже стоимости производства телесериала исторического, “костюмного”.
Несмотря на это, большинство производителей телесериалов по сей день остаются в плену старых стереотипов.

Выводы
Итак, главными причинами отсутствия на экранах отечественной научной фантастики можно назвать отсутствие традиции в производстве и бытующий стереотип постановочной дороговизны фильмов такого жанра.
Несмотря на неослабевающий интерес зрителя, именно по этим причинам ниша российской научной фантастики по сей день остается свободной, в том числе и на телевизионном экране.
Проблему отсутствия традиций возможно решить привлечением к производству свежих сил, которые понимают специфику и не боятся новых технологий. Что касается стереотипа “дороговизны”, то в ближайшие годы от этого мифа не останется камня на камне.
Ждать осталось недолго.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия